RTCC (RussianTouringCarChampionship) – профессиональный кузовной чемпионат по автомобильным кольцевым гонкам. Соревнования проводятся в статусе чемпионата и кубка с 2004 года. До получения статуса чемпионата команда RTCCдолгие годы успешно организовывала гоночные серии и монокубки, самым известным из которых был кубок VolkswagenPolo. Начиная с 2004 года все самые мощные и быстрые кузовные автомобили, подготовленные по мировым стандартам, объединились под брендом RTCC. На старт вышли BMW, SEAT, Ford, Honda, Volkswagen, Peugeout, RenaultLogan, Lada, технические характеристики и настройки которых позволяют разгонять автомобиль до 240 км/ч, проходить повороты на двух колесах и продолжать гонку даже после серьезных аварий.

Кузовные гонки – это соревнования на замкнутых в кольцо стационарных (реже – городских) трассах с крутыми поворотами и нередко – перепадами высот. Формат проведения соревнований – гоночный уикенд (выходные, отведенные под чемпионат, в рамках которого должны состояться тренировки, квалификации и сами гонки). Внешне автомобили крайне сходны с серийными, однако многие детали и компоненты разрешено значительно модифицировать в соответствии с техническими требованиями соревнований. Изменения вносятся в двигатель, подвеску, тормоза, колёса. На кузов машины ставятся аэродинамические элементы, призванные снизить сопротивление воздуха и создать дополнительную нагрузку на ведущие колеса. Часто регламент составлен таким образом, чтобы снизить затраты на участие. Для этого организаторы часто запрещают использовать дорогостоящие материалы и технологии. Кроме того, в регламенте иногда прописывают меры, предусматривающие поддержание конкуренции. Чаще всего применяется принцип «гандикапа», когда машины тех, кто показал лучшие результаты на данном этапе, к следующему нагружаются дополнительным балластом.

Гоночные классы

RTCCсостоит из четырех основных классов: «Туринг» и «Супер-Продакшн» (сгруппированы в объединенный 2-литровый заезд), «Туринг-Лайт» и «Национальный» (сгруппированы в объединенный 1,6-литровый заезд). В гонках участвуют следующие марки автомобилей:

Туринг: BMW E90, BMW 320i, BMW E46, Set Leon, Honda Civic Type R, Lada Granta

Супер-Продакшн: Honda Civic Type R, Honda Civic Type-R EP3, BMW 320, Volkswagen Golf 3

Туринг-Лайт: Ford Fiesta, Ford Fiesta New, Volkswagen Polo GTI, Peugeout 206, Lada Kalina, ВАЗ-11193-27

Национальный: Lada Kalina, Renault Logan, ВАЗ2112, ВАЗ11193, ВАЗ2107

Правила Чемпионата

Порядок проведения этапа

В RTCC существует 4 класса: «Туринг», «Супер-Продакшн», «Туринг-Лайт», «Национальный». Классы сгруппированы в два заезда по объему двигателя: «Объединенный 2000» включает «Туринг» и «Супер-Продакшн», «Объединенный 1600» - «Туринг-Лайт» и «Национальный». В день проведения этапа в каждом заезде проходят тренировки, две квалификации и две гонки.

Квалификация
Во время первого квалификационного заезда необходимо показать лучшее время круга на трассе. Спортсмену дается 30 минут, чтобы показать максимально хороший результат, однако при желании он может сойти с дистанции и раньше. По результатам этого заезда определяется порядок старта гонщиков с шестого место по последнее. Если несколько водителей показали одинаковое время, преимущество имеет водитель, показавший это время первым.  Во втором квалификационном заезде, который длится 10 минут, принимают участие шесть спортсменов, которые показали лучшее время в первой квалификации. Они должны вновь проехать круг как можно быстрее – эта квалификация определит порядок старта первой шестерки, который зачастую влияет на исход гонки. Водители, не стартовавшие в квалификации, в первой гонке стартуют с последних позиций.

Гонки
В каждом заезде («Объединенный 2000» и «Объединенный 1600») в течение этапа проводятся две гонки по 30 минут, в течение которых пелетон проезжает 15 кругов. Во время первой гонки пелотон проезжает так называемый прогревочный круг за машиной safety car, чтобы привести резину в рабочее состояние (прогреть), и когда safety car покидает трассу, гонщики стартуют с хода. Во второй гонке применяется процедура реверсивного старта. Шесть пилотов, показавшие лучшие результаты в первом заезде, стартуют в обратном порядке (пришедший шестым стартует первым, пятый - вторым и так далее), остальные – согласно занятым местам. Старт дается с места – после прогревочного круга пилоты вновь останавливаются на стартовой прямой и ждут сигнала судьи. По итогам каждой гонки проводится награждение в личном и командном зачетах четырех классов.

Победители этапа
После каждой гонки трое пилотов поднимаются на пьедестал, но победители всего этапа объявляются по итогам гоночного дня.  Ими становятся спортсмены, набравшие максимальное количество очков в сумме за две гонки. При равенстве очков победитель определяется по лучшему результату во второй гонке. Начисление очков в командном зачёте производится по сумме очков, набранных водителями, заявленными командой на этапе.

Словарь зрителя RTCC

Боксы — помещения на гоночной трассе, отведённые под работу с автомобилем во время тренировок, квалификаций и гонок. В боксах машину готовят к выезду на трассу. К боксам относится пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.

Круговой — гонщик, которого обогнали на круг. Круговые обязаны пропускать обгоняющих их лидеров гонки.

Паддок — специальное место, где располагаются команды на время гоночного уик-энда. Вход по приглашениям, пропускам и отдельным билетам.

Пит-лейн — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, пилот обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Пит-стоп — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой механики могут дозаправить машину, сменить резину, произвести ремонт согласно нуждам пилота и в рамках правил гоночной серии.

Прогревочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе, стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры, что позволит начать боевой круг в максимально быстром режиме.

Реверсивный старт — порядок старта во второй гонке, при котором первая шестерка по итогам первой гонки «переворачивается»: таким образом, победитель первой гонки стартует шестым, пилот, занявший второе место – пятым и т.д.

Старт с места — такой тип старта, когда автомобили, выстроенные на стартовой решетке в соответствии с определенным порядком, стартуют по сигналу светофора с места.

Старт с хода — такой тип старта, когда в течение прогревочного круга автомобили начинают движение вслед за сейфти-каром в определенном порядке. В конце круга автомобиль безопасности покидает трассу, и гонщики резко ускоряются.

Сейфти-кар — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях, чтобы снизить скорость пелетона (все машины, участвующие в заезде). Во время присутствия на трассе сейфти-кара пилоты не имеют права обгонять ни его, ни друг друга.

История Чемпионата

История чемпионата

История RTCC – это семь лет успеха, участия самых титулованных пилотов России и отечественных звезд. В чемпионате успели поучаствовать актер и музыкант Дмитрий Певцов, певец и басист группы «Ногу Свело» Максим Покровский, музыкант Виктор Смольский, президент республики Татарстан Рустам Минниханов. Пилот Александр Львов, не один год участвовавший в RTCC, сейчас побеждает на европейских гонках грузовиков. Пилот Алексей Дудукало, многократный чемпион России по автомобильным кольцевым гонкам, успешно участвует в мировой туринговой серии WTCC и европейских монокубках SEAT. Участие в RTCC позволяет пилотам выйти на мировой уровень мастерства и скорости.

После кризиса, на два долгих года застопорившего развитие автоспорта в России, RTCC стал первым чемпионатом, который начал активно развиваться. Семь этапов на 6 разных площадках в европейской части России (вместо прошлогодних четырех трасс), выход на старт новых пилотов, большинство из которых моложе 25, регулярное появление на центральных телеканалах, в печатных и интернет СМИ – прямое тому доказательство.

Об RTCC говорят на двух самых распространенных в мире языках – вся англоязычная и испаноязычная аудитория телеканала Russia Today получила возможность смотреть репортажи с этапов кузовного чемпионата. Участие в RTCC зарубежных спортсменов – еще одно свидетельство того, что известность RTCC растет изо дня в день. На этапе в Москве стартовал украинский пилот Игорь Скуз, а финал серии в Смоленске – латвийский гонщик Янис Хореликс. Вне зачета в соревнованиях участвовал пилот из Казахстана – Александр Артемьев. В будущем году RTCC ждут не только новые трассы, но и новые участники.

В планах на будущий год – добавление еще одного этапа, который пройдет на уникальной новой трассе Moscow Raceway, подготовленной по стандартам «Формулы-1», внедрение в спортивную сетку нового для России класса GT, в котором участвуют спортивные автомобили с мощностью двигателя до 650 л.с., и крупные перемены в основных дисциплинах («Туринг», «Супер-Продакшн», «Туринг-Лайт», «Национальный»). О важнейших событиях RTCC прошедшего сезона 2011, которые запомнятся любителям автоспорта и войдут в его историю, вы сможете узнать из рубрики «Хроника событий за 2011 год».

RTCC – сезон 2011

В самом начале сезона команда RTCC поставила себе глобальную цель: сделать из автоспортивного соревнования, о котором знает узкий круг заинтересованных лиц, зрелищное шоу, привлечь к чемпионату внимание жителей и пилотов в регионах – словом, приблизиться к мировым стандартам проведения гоночных серий. Промоутер чемпионата России по автомобильным кольцевым гонкам, Сергей Крылов, еще до начала сезона сформулировал общую цель: «Мы планируем создать из спортивного мероприятия шоу, провести этапы в различных городах, а не только в столице, привлечь внимание массовой аудитории, обеспечить информационное освещение чемпионата в СМИ и Social Media». Подводя итоги сезона, мы можем с уверенностью сказать: поставленные в мае цели команда RTCC успешно выполнила.

После кризиса, на два долгих года застопорившего развитие автоспорта в России, RTCC стал первым чемпионатом, который начал активно развиваться. Семь этапов на 6 разных площадках в европейской части России (вместо прошлогодних четырех трасс), выход на старт новых пилотов, большинство из которых моложе 25, регулярное появление на центральных телеканалах и в печатных СМИ – прямое тому доказательство. Об RTCC говорят на двух самых распространенных в мире языках – вся англоязычная и испаноязычная аудитория телеканала Russia Today получила возможность смотреть репортажи с этапов кузовного чемпионата.

Участие в RTCC зарубежных спортсменов – еще одно свидетельство того, что известность RTCC растет изо дня в день. Этап в Москве посетил украинский пилот Игорь Скуз, а финал серии в Смоленске – латвийский гонщик Янис Хореликс. Вне зачета в соревнованиях участвовал пилот из Казахстана – Александр Артемьев. В будущем году RTCC ждут новые трассы и новые участники.

В планах 2012 – добавление еще одного этапа, который пройдет на уникальной новой трассе Moscow Raceway, подготовленной по стандартам «Формулы-1», внедрение в спортивную сетку нового для России класса GT, в котором участвуют спортивные автомобили с мощностью двигателя до 650 л.с., и крупные перемены в основных дисциплинах («Туринг», «Супер-Продакшн», «Туринг-Лайт», «Национальный»). О важнейших событиях RTCC прошедшего сезона 2011, которые запомнятся любителям автоспорта и войдут в его историю, вы сможете узнать из этой брошюры.

О чемпионате

В 2011 году RTCC состоял из четырех основных классов: «Туринг» и «Супер-Продакшн» (сгруппированы в объединенный 2-литровый заезд), «Туринг-Лайт» и «Национальный» (сгруппированы в объединенный 1,6-литровый заезд). В гонках участвовали следующие марки автомобилей:
«Туринг»: BMW E90, BMW 320i, BMW E46, Set Leon, Honda Civic Type R, Lada Granta
«Супер-Продакшн»: Honda Civic Type R, Honda Civic Type-R EP3, BMW 320, Volkswagen Golf 3
«Туринг-Лайт»: Ford Fiesta, Ford Fiesta New, Volkswagen Polo GTI, Peugeout 206, Lada Kalina, ВАЗ-11193-27
«Национальный»: Lada Kalina, Renault Logan, ВАЗ 2112, ВАЗ 11193, ВАЗ 2107

География этапов

1 этап: Смоленск, 22 мая
2 этап: Курск, 5 июня
3 этап: Нижний Новгород, 3 июля
4 этап: Казань, 21 августа
5 этап: Москва, 11 сентября
6 этап: Санкт-Петербург, 25 сентября
7 этап: Смоленск, 9 октября

Чемпионы России (сезон 2011)

Личный зачет
«Туринг»: Александр Фролов, 21 год, Orenburg Racing Team
«Супер-Продакшн»: Виктор Козанков, 52 года, Хонда Марьино
«Туринг-Лайт»: Александр Сотников, 43 года, Lukoil Racing Team
«Национальный»: Вадим Мещеряков, 19 лет, АвтоКом-АФСО

Командный зачет
«Туринг»: Orenburg Racing Team
«Супер-Продакшн»: Хонда Черемушки
«Туринг-Лайт»: Lukoil Racing Team
«Национальный»: АвтоКом-АФСО

Класс «Туринг»

Обзор сезона
1 место – Александр Фролов
2 место – Михаил Ухов
3 место – Сергей Рябов

1 этап

«Смоленское кольцо» было пробой пера: гонщики впервые побывали на автодроме и впервые вышли на старт в 2011 году. Однако расстановка сил стала ясна уже на этом этапе. За ТНК Racing выходит на старт чемпион России 2010 года, опытнейший спортсмен Михаил Ухов. Его партнер, Олег Квитка, также позиционируется командой как быстрый и техничный гонщик. Бронзовый призер прошлого года, Андрей Радошнов из Orenburg Racing, приводит в «Туринг» 21-летнего партнера по команде, бывшего мотокроссмена Александра Фролова, который уже на первом этапе составляет серьезную конкуренцию мастеру спорта Ухову. Безумная гонка со сходами, авариями и  даже апелляциями началась с самого первого этапа – и победитель в ней не определялся до самого последнего момента. На 1 этапе победа в первой гонке осталась за Уховым, а вот вторую впервые в этом сезоне выиграл юный Фролов.

Помимо постоянной борьбы оранжевого BMW E90 и красного SEAT Leon в «Туринге» было на что посмотреть. Сильнейшие пилоты вышли на старт от команды «Башнефть Моторспорт»: Сергей Рябов, председатель автоспортивной ассоциации Самарской области, и москвич Дмитрий Добровольский, пропустивший сезон-2010, успешно боролись за призовые места с оренбуржцами и пилотами ТНК, несмотря на сходы и технические неполадки. На «Смоленском кольце» за бронзу в гонках боролись Радошнов и Рябов. Также участие в «Туринге» принимала команда Storm Motorsport. Ее пилоты – Андрей Николаев и Артем Еремин – тоже приезжали за серебром и бронзой на своих SEAT Leon. Вне командного зачета боролись за призовые места чемпион России-2009 в классе «Туринг» Владимир Стрельченко, московский пилоты Максим Попов и дебютант RTCC Павел Карманов. Андрей Смецкий, который в 2007 году был вице-чемпионом RTCC, на этот раз принял участие только в 1 этапе на «Смоленском кольце» - заняв 5 и 7 места в гонках, питерский гонщик не стал пробовать свои силы на следующих этапах.

2 этап

5 июня RTCC ждал городской этап на временной трассе в Курске. Несмотря на неизбежные трудности, связанные с проведением гонок в городах, каждое подобное соревнование получает огромную отдачу от зрителей и прессы. На протяжение всего гоночного дня вдоль трассы собирались все новые и новые любители автоспорта. Пилоты порадовали их одной из самых зрелищных гонок сезона: более 11 сходов и аварий поджидали спортсменов на узких поворотах с бетонными ограждениями.
Заезды «Туринга» начались с серьезной аварии: во время квалификаций разбил автомобиль пилот ТНК Олег Квитка – выйти на трассу ему больше не довелось. Первая гонка обошлась без аварий – пьедестал поделили между собой Михаил Ухов, Александр Фролов и Владимир Стрельченко, в напряженной борьбе выигравший у Дмитрия Добровольского из Башнефть Моторспорт, для которого этот этап стал первым в сезоне. Во второй гонке в противостояние Ухова и Фролова вмешались Максим Попов и Сергей Рябов. На последнем круге у машины  Попова оторвалось колесо, и ему пришлось покинуть трассу. Таким образом, второе место принадлежит Сергею Рябову, третье -  Александру Фролову. Во время гонки трассу покинули еще две машины: у Дмитрия Добровольского пришла в неисправность трансмиссия, а у машины Владимира Стрельченко  начались неполадки с мотором.

3 этап

Двухлитровый «Туринг» больше всего пострадал во время грозового этапа в Нижнем Новгороде, который надолго запомнится зрителям и гостям RTCC. Утром 3 июля над трассой «Нижегородское кольцо» сияло жаркое летнее солнце, и ничто не предвещало беды. Объединенный двухлитровый заезд вышел на старт на сликах. Во время прогревочного круга на горизонте показались грозовые тучи, но судьи приняли решение не останавливать гонку. С первых же минут заезда развернулась драматичная борьба между  Михаилом Уховым, Александром Фроловым, Сергеем Рябовым, Олегом Квиткой и Дмитрием Добровольским. Когда Фролов вырвался на крутом повороте на первое место, за его спиной столкнулись Ухов и Добровольский. Машина первого повреждена так сильно, что пилоту приходится прекратить участие в гонке.

На этом неприятности не закончились. Через несколько минут на трассу обрушился ливень с грозой и шквальным ветром. Комментатор Марк Подольский остроумно заметил: «Теперь начинается соревнование механиков – кто быстрее заменит слики на хэви-рейн!». Александр Фролов пересек пит-лейн одним из первых, Олег Квитка и Сергей Рябов продолжили гонку. Пилотам приходилось ехать практически вслепую.

Судьи приняли решение не останавливать гонку, и на 10 круге (70% гонки), едва проехав стартовую прямую, врезался в ограждения абсолютный лидер Александр Фролов. Сразу же после этого на трассе показались красные флаги судей – было принято решение остановить гонку, засчитав результаты по 10 кругам. Еще долго в судейской пилоты, недовольные потерей автомобилей пытались оспорить решение руководителя гонки и ее результаты. Первое место досталось в итоге Фролову, второе – Квитке, третье – Рябову.

Во второй гонке Фролов вышел на старт на автомобиле Владимира Стрельченко, который не присутствовал на 3 этапе. Позже ТНК Racing Team подала апелляцию, сочтя уступку судей непозволительной, но протест был отклонен. Места на пьедестале заняли Фролов, Ухов и Максим Попов. Бронза Попова стала единственным призом пилота за весь сезон.

4 этап

Экватор гоночной серии RTCC прошел 21 августа на новой трассе в Казани, которая впервые приняла события масштаба чемпионата. Ее конфигурацию – перепад высот вплоть от 15 до 30 м, закрытые повороты – по достоинству оценили и сами пилоты, и зрители, и журналисты. Неприятным сюрпризом для гонщиков стали гравийные ловушки, которые позволяли сохранить машину от столкновения с отбойником, но не позволяли выбраться обратно на трассу. Пострадали от них Сергей Рябов, который не смог завершить первую гонку из-за схода, и Павел Карманов, который также не финишировал в первом заезде. Проблемы с автомобилем весь сезон преследовали Олега Квитку, в том числе и в Казани: технические неполадки из-за столкновения в крутом повороте не позволяют пилоту бороться за призовые места.

Главным событием этапа на KAZANRING стал выход на старт Президента республики Татарстан Рустама Минниханова. Его SEAT Leon под восьмым стартовым номером изрядно потрепал нервы фаворитам соревнований Ухову и Фролову: президент дважды выиграл серебро на этапе, оставив позади Фролова в первой гонке и Ухова – во второй. Для Ухова гонка сложилась неудачно, пилот пришел только четвертым. Третье место отвоевал Дмитрий Добровольский из Башнефть Моторспорт – бронза стала первым призом гонщика за текущий сезон.

Максим Попов (личный зачет) после Казани больше на старт RTCC не выходил.

5 этап

Очередная городская гонка прошла в Москве 11 сентября на территории спорткомплекса «Лужники». RTCC подвела погода: весь день без остановки шел дождь, что вкупе с опасным рельефом городской трассы сделало гонку аварийной. Сходов и аварий было столько же, сколько в Курске: машины заносило на скользкой трассе, и пилоты на полной скорости влетали в отбойники. Александр Фролов потерял управление на старте первой гонки – и лишился участия в этапе, восстановить автомобиль ко второму заезду не удалось. А вскоре после второго старта сошел с дистанции и его главный конкурент Ухов: разбился в повороте.

Борьбу за призовые места продолжили Сергей Рябов, Андрей Николаев, Дмитрий Добровольский, Андрей Радошнов и Владимир Стрельченко. Первые трое поднялись на пьедестал в этой непростой гонке.

После Москвы на старт больше не выходил Павел Карманов из команды «Чистый город».

6 этап

25 сентября RTCC открыл новый автодром «Санкт-Петербург» шестым этапом соревнований. Несмотря на технические проблемы, гонки состоялись. Команда Storm Motorsport на старт шестого этапа не вышла. На предпоследнем этапе удача наконец-то улыбнулась пилоту ТНК, Олегу Квитке, который проехал первую гонку в полную силу без аварий и завоевал заслуженное золото, оставив позади партнера по команде Ухова и Александра Фролова. Во второй гонке у Ухова частично отказывают тормоза, и Фролов приезжает первым с большим отрывом. Перед финалом серии главных конкурентов сезона разделяет всего 5 очков – лидирует молодой оренбуржец.
За бронзу стабильно держится Сергей Рябов – объехать его не может ни Андрей Радошнов, ни Владимир Стрельченко, которого подводит автомобиль в первой гонке, ни Дмитрий Добровольский, продемонстрировавший чудеса пилотажа во время квалификаций: пилот проехал полный круг на большой скорости с открытым капотом, полностью загораживающим обзор.

7 этап

Финал гоночной серии в двухлитровом классе вновь преподнес сюрпризы. В «Туринге» дебютировала Lada Granta (за рулем – Павел Кальманович, откатавший сезон в «Туринг-Лайте»). Мощность двигателя отечественного авто – 230 л.с. Granta уступает болидам «Туринга», соответствуя скорее стандартам «Супер-Продакшна», но это вопрос времени. Лучший результат Кальмановича в заездах – 8 место.

Первую гонку выигрывает мастер спорта Ухов – Фролов только второй. Заслуженное третье место получает Сергей Рябов. Янис Хореликс, латвийский спортсмен, принявший участие в RTCC только на 7 этапе, приехал четвертым в первой гонке и третьим – во второй, сдвинув на четвертую позицию Андрея Радошнова. На втором этапе подряд мастерство продемонстрировал Олег Квитка, который одну за одной отвоевывал позиции и завоевал серебро во втором заезде. Но главная интрига финала в «Туринге» - все же противостояние Фролова и Ухова. Во второй гонке пилот ТНК пробивает колесо – заезд на пит-лейн лишает его возможности бороться за золото. Первым приезжает Александр Фролов, который этой победой обеспечивает себе титул Чемпиона России по автомобильным кольцевым гонкам-2011 в классе «Туринг».

Класс «Супер-Продакшн»

Обзор сезона

1 место – Виктор Козанков
2 место – Владимир Черевань
3 место – Андрей Артюшин

1 этап

«Супер-Продакшн» в 2011 году был представлен мощной артиллерией хондаводов: за призовые места в основном боролись пилоты Хонда Черемушки и Хонда Марьино. Гонщики из Химки Моторспорт, Василий Кричевский из Taxi-2 и дебютант RTCC Андрей Юшин (личный зачет) тоже отдали предпочтение этой марке. У популярной в этом классе Honda Civic Type R – три первых места по итогам сезона. Победители класса – преимущественно опытные спортсмены. Виктор Козанков в автоспорте с 1985 года, Владимир Черевань – с 1971, Андрей Артюшин – с 1984.

Достойную конкуренцию им составили пилоты Александр Львов и Михаил Засадыч, оба на BMW 320. Львов не присутствовал на соревнованиях в Смоленске и Курске, начав сезон с Нижнего Новгорода. Михаил Засадыч же не завершил сезон: Казань стала последним этапом, где он боролся за пьедестал.
На «Смоленском кольце» Засадыч выиграл золото в первом и бронзу во втором заезде. В первой гонке серебро досталось Андрею Артюшину, а бронза – Михаилу Раеву. Во второй золото у Козанкова, серебро у  Череваня.

2 этап

Аварии на городской гонке в Курске не обошли стороной и младший двухлитровый класс. Михаил Раев в первом же заезде неудачно входит в поворот и после встречи с отбойником покидает трассу на эвакуаторе. За призовые места продолжают бороться Михаил Засадыч, Виктор Козанков, Владимир Черевань, Андрей Артюшин, Юрий Семенчев и пилот Василий Кричевский из питерской команды Taxi-2 Racing Team, который с 2004 года участвовал в RTCC в классе «Национальный» и в сезоне-2011 перебрался в «Супер-Продакшн».

Золото дважды обеспечил себе Михаил Засадыч, который в 2008 уже завоевывал титул вице-чемпиона в этом классе и претендовал на пьедестал в этом сезоне. Серебро в обеих гонках получил Виктор Козанков, бронзу – Андрей Артюшин в первой гонке и Владимир Черевань – во второй.

3 этап

На 3 этапе в «Супер-Продакшне» вместе со всеми стартует директор «Нижегородского кольца», Вадим Баханов на Honda Civic Type-R. Результаты пилота – 4 место в первой гонке и 5 во второй.  На старт впервые за сезон выходит спортсмен из Санкт-Петербурга Александр Львов, Гроза застает во время первой гонки объединенный двухлитровый заезд, но никто из пилотов «Супер-Продакшна», в отличие от «Туринга», не повредил машины. Пьедестал делят между собой Владимир Черевань, Виктор Козанков и Андрей Артюшин.

Во время прогревочного круга второй гонки сходит с дистанции Владимир Черевань – пилот не справился с управлением и попал в грязевую ловушку на обочине. На пьедестал поднялись Виктор Козанков, Андрей Артюшин и Михаил Засадыч.

4 этап

На новой трассе KAZANRING на старт выходит Андрей Юшин, дебютант RTCC. Результаты пилота на этапе – 4 и 5 место. В первой гонке пьедестал делят между собой Виктор Козанков, Андрей Артюшин и Владимир Черевань. У Михаила Засадыча проблемы с автомобилем – пилот не смог поучаствовать ни в первом, ни во втором автомобиле. После неудачного казанского этапа пилот сообщает пресс-службе RTCC: «Для меня чемпионат проигран. Дальше я не поеду». KAZANRING стала последней трассой сезона для Засадыча.

Во второй гонке в результате столкновения на обочину сходят Андрей Артюшин и Александр Львов, не получая за заезд очков.

5 этап

В 5 этапе, который прошел на временной городской трассе в Москве, не участвовали сразу несколько спортсменов из класса «Супер-Продакшн»: Михаил Раев, Александр Львов, Андрей Юшин. Лужники стали единственным этапом, который посетил московский гонщик Павел Журин на Volkswagen Golf 3. Московская гонка стала не слишком удачной для спортсмена: в первой он пришел пятым, став жертвой скользкого дорожного покрытия и столкнувшись с отбойником на предпоследнем круге. В следующем заезде пилот уже не стартовал.

Технические неполадки вмешались в планы Юрия Семенчева: во время первой гонки у его Honda сломался генератор, однако механики смогли починить автомобиль ко второму заезду. В мастерстве езды по скользкой дождевой трассе не было равных Виктору Козанкову, который дважды завоевал золото на этапе, наступая на пятки пилотам из «Туринга». Вторые места – у Владимира Череваня, а затем у Василия Кричевского, который с новыми силами присоединился к заездам RTCC после перерыва в два этапа. Бронзу поделили они же: Кричевский на третьем месте в первой гонке, Черевань – во второй.

6 этап

Выступить на своем «домашнем» кольце «Санкт-Петербург» выходит целый десант пилотов из северной столицы. В «Супер-Продакшн» снова едут Александр Львов и Андрей Юшин, пропустившие Москву. В команде Василия Кричевского Taxi-2 Racing прибавление: вместе с ним на автодроме «Санкт-Петербург» стартует Александр Желтов на Honda Civic Type R. C 2004 по 2009 Желтов успешно участвовал в RTCC в классе «Национальный» (2 бронзы по итогам сезонов), и впервые решил попробовать свои силы в классе «Супер-Продакшн». Результаты за этап – 7 и 6 место, на финал в Смоленске пилот не приезжал. Серьезная авария лишила Василия Кричевского очков за этап и возможности участвовать во второй гонке: на финиш первой пилот приехал без фар и переднего бампера.

Золото на этапе по очереди взяли Владимир Черевань и Виктор Козанков. Серебро – Виктор Козанков и Андрей Львов, для которого домашний этап сложился удачно по победам и очкам. Бронзу – Андрей Артюшин и Владимир Черевань. В Санкт-Петербурге состоялось долгожданное награждение победителей нижегородского этапа, которое отложилось в июле из-за апелляций и погодных условий.

7 этап

Виктор Козанков, взявший золото в 7 гонках из 14 проведенных, досрочно обеспечил себе титул Чемпиона России  по автомобильным кольцевым гонкам 2011 в классе «Супер-Продакшн», поэтому третье место во второй гонке финала на результат не повлияло.

Андрей Артюшин (Honda Черемушки) выбыл из борьбы в первой гонке из-за прокола колеса. Михаил Раев был оштрафован судьями за опасное вождение, результат за гонку был аннулирован. Василий Кричевский на первом круге сходит с дистанции и застревает на обочине: пилота увозят на сейфти-кар. Пьедестал поделили между собой Виктор Козанков, Владимир Черевань и Андрей Юшин.

Во втором заезде гонщики финишировали в следующем порядке: Владимир Черевань, Александр Львов и Виктор Козанков. Турнирная сетка по итогам сезона позволяет с уверенностью сказать: шансы на победу в сезоне были и у Михаила Засадыча, и у Александра Львова, однако перерывы в участии не позволили пилотам набрать необходимое для чемпионства количество очков. Четвертое место по итогам года – у Засадыча, сразу за ним – партнеры по команде Химки Моторспорт Юрий Семенчев и Михаил Раев.

«Туринг-Лайт»

1 место – Александр Сотников
2 место – Борис Шульмейстер
3 место – Михаил Митяев

1 этап

С самого начала сезона было ясно: соревноваться с Lukoil Racing Team, представленной Александром Сотниковым, Борисом Шульмейстером и молодым раллистом Михаилом Грачевым, будет сложно. Однако на протяжении сезона несколько пилотов регулярно оспаривали право красно-белых на пьедестал. В чемпионстве Сотникова, который участвует в «Туринг-лайте» с 2004 года, сомнений не было практически ни у кого. Его напарник Борис Шульмейстер, который вернулся в RTCC после трех лет перерыва, и Михаил Грачев, который дебютировал в «Туринг-Лайте» в сезоне 2011 побеждали не так стабильно, как Сотников. Конкуренцию им составляли Михаил Митяев из Lada Sport Racing, который дебютировал в RTCC в 2010, и опытный Сергей Нуждин, который вернулся в RTCC  в составе команды ПСМ-Team80 после двухлетнего перерыва. Их напарники – Александр Сальников (ПСМ-Team80), Павел Кальманович и Александр Кобенко (Lada Sport Racing) – также участвуют в соревнованиях регулярно и борются за пьедестал.

В личном зачете класса – талантливый 18-летний спортсмен из Тамбова, Михаил Донченко, дебютировавший в RTCC в этом сезоне. До участия в кольцевых автогонках пилот успешно выступал на кубках по ралли. Илья Рыжанушкин (личный зачет) в этом году стал одним из немногих постоянных участников на Volkswagen Polo. Рыжанушкин, по совместительству главный редактор портала Avtosport.ru,  в соревнованиях участвовал регулярно и не сдавался, несмотря на технические проблемы с Poloумным. На разных этапах к «Туринг-Лайту» присоединялись пилоты из регионов, где проводились гонки: курянин Юрий Овчаров, москвич Евгений Каретников, нижегородец Алексей Волков, воронежец Владислав Кузьмин.

На открытии сезона в Смоленске на старт в «Туринг-Лайте» вышло 9 спортсменов. Пилоты Lukoil дважды выиграли гонки в одном и том же порядке: золото у Сотникова, серебро у Шульмейстера, бронза у Грачева. За 4 места поборолись Сергей Нуждин и Павел Кальманович на своих Lada Kalina, но обогнать Ford на этот раз им так и не удалось.

2 этап

Серьезная авария на городской гонке в Курске вывела из строя Бориса Шульмейстера еще во время квалификаций. Однако к основным заездам механики успели восстановить машину, и пилот вышел на старт.

Первая гонка сложилась для класса «Туринг-Лайт» драматично: в связи с инцидентом, произошедшим между  Владимиром Кузьминым и Михаилом Грачевым, у первого автомобиля лопнула резина. Кузьмину быстро заменили ее на новую, и он вернулся в гонку, довольно быстро наверстав упущенное. Но неудача снова постигла его борт - сломался передний привод - машина покинула трассу. Грачев продолжить гонку не смог. Борис Шульмейстер, идущий в заезде вторым, выбыл из гонки в самый ее разгар связи с поломкой привода. Илья Рыжанушкин, также выбыл из соревнования. В его автомобиле сломалась дроссельная заслонка. Неисправность была быстро устранена механиками, приготовившими автомобиль ко второму заезду. На пьедестал поднялись Александр Сотников, Сергей Нуждин и Михаил Митяев.

Во втором заезде с трассы сошло несколько автомобилей. У Михаила Донченко пришел в неисправность привод. Владислав Кузьмин сломал коробку передач, причем уже во второй раз за сезон. Александр Сальников и Владислав Кубасов столкнулись с аналогичной проблемой, у них сломалось крепление коробки передач. Призовые места вновь завоевали Александр Сотников, Сергей Нуждин и Михаил Митяев.

3 этап

В Нижнем Новгороде к RTCC присоединился Александр Кобенко, директор АвтоВаза по экономике, который дебютировал в RTCC в этом сезоне. Результаты пилота – 13 место в первой гонке и 14 во второй. Нижегородский пилот Алексей Волков, дебютировавший в «Туринг-Лайте» в 2010, также принял участие в 3 этапе, финишировав шестым и восьмым. Из-за технических неполадок не стартует приехавший в Нижний Новгород Илья Рыжанушкин.

Непогода не застала заезд 1,6-литрового класса, и пилоты вышли на трек сразу после того, как на автодроме появилось электричество. В первой гонке уверенно лидируют партнеры по команде Александр Сотников и Михаил Грачев. На третьем месте – Сергей Нуждин. После заноса и схода с трассы последнего бронзу получает Михаил Митяев. Гонку не заканчивает Владислав Кузьмин: после заноса пилота выбрасывает на обочину.

Вторая гонка этапа богата на сходы и аварии: в результате столкновения фавориты заезда Сергей Нуждин и Михаил Грачев финишируют на трех колесах, лишившись пьедестала. Выигрывают заезд Сотников, Шульмейстер и Кальманович. Для 22-летнего Павла Кальмановича, дебютировавшего в «Туринг-Лайте» в 2010, бронза на 3 этапе стала первой победой сезона в RTCC.

После 3 этапа чемпионат покидают Владислав Кузьмин и Юрий Овчаров (оба – личный зачет).

4 этап

На необычной по конфигурации трассе KAZANRING поклонников класса «Туринг-Лайт» ждал сюрприз: впервые за сезон-2011 Сотников уступает золото. В первой гонке побеждает его молодой напарник по команде Михаил Грачев, во второй неожиданно вырывается вперед Михаил Митяев на Lada Kalina и до конца гонки держит позицию с большим отрывом. Серебро и бронзу оба раза получают Сотников и Шульмейстер. Фаворит первой гонки Михаил Донченко после столкновения с тольяттинцами вылетает за пределы трассы и не получает очков за первую гонку, а во второй приходит девятым из-за продолжающихся неприятностей с машиной.

Борьба на экваторе гоночной серии не обходится без поломок: в первой гонке не финиширует Рыжанушкин (проблемы с коробкой передач), Сергей Нуждин (аналогичная неполадка), во второй – Александр Сальников (проблемы со сцеплением). Партнеров по команде ПСМ-Team80 Сальникова и Нуждина весь этап преследуют проблемы с автомобилями, не позволяющие им занимать призовые места.

5 этап

5 этап в Москве пропускает Михаил Донченко (из-за конфликта с судьями) и Александр Кобенко. Москвич Евгений Каретников на непривычном для кольца Peugeot 206 стартовал за весь сезон только в Лужниках и получил неплохие результаты: 5 и 4 места в гонках против сильнейших соперников. В классе «Туринг-Лайт» также стартовал гость RTCC – украинский пилот Игорь Скуз на Ford. В зачете пилот не участвовал, однако составил конкуренцию гонщикам в своем классе. Во время квалификации на скользкой городской трассе серьезно повреждает автомобиль Павел Кальманович – участие в этапе для спортсмена на этом заканчивается. Илья Рыжанушкин из-за технических сходов не завершает обе гонки.

Для Lukoil Racing этап складывается драматично: стартовавший с неудачной позиции в первой гонке Сотников так и не добирается до пьедестала, претендент на бронзу – Михаил Грачев – разбивает машину об отбойник на последнем круге. Побеждает Михаил Митяев, восходящая звезда «Туринг-Лайта», который уже выигрывал у Сотникова на казанской трассе. Серебро – у Сергея Нуждина, бронза – у Бориса Шульмейстера.

Вторую гонку пилоты проезжают в половину своей силы – берегут автомобили. Грачев наблюдает за гонкой со зрительских трибун. Пьедестал поредевшего заезда «Туринг-Лайта» делят между собой Сотников, Нуждин и Митяев.

6 этап

Гонки на автодроме «Санкт-Петербург» становятся праздником для молодых раллистов, которые ездят в «Туринг-Лайте»: Михаил Донченко, Михаил Грачев и Михаил Митяев уверенно выводят машины с глиняной обочины, которая останавливает более опытных спортсменов. После перипетий с автомобилем в Москве этап пропускает Илья Рыжанушкин. Этап обошелся без серьезных сходов и аварий. В классе «Туринг-Лайт» не пострадал ни один автомобиль.

Золото в двух заездах берет Александр Сотников, чем досрочно обеспечивает себе титул Чемпиона России по автомобильным кольцевым гонкам в классе «Туринг-Лайт» с большим отрывом по очкам. Серебро в первой гонке – у Бориса Шульмейстера, во второй – у Павла Кальмановича.  Бронза – у Михаила Грачева в первой и у Сергея Нуждина – во второй.

7 этап

Неисправность привода, обнаруженная во время квалификации, не позволила Илье Рыжанушкину поучаствовать в основных заездах финала. В первом заезде сошел с дистанции из-за технических неполадок Сергей Нуждин: на этом сезон для пилота закончился. Во время первой гонки у Lada Kalina Павла Кальмановича оторвало колесо – но пилот, который лишился возможности участвовать во второй гонке, не расстроился – его ждал еще один заезд в «Туринге» на новой Lada Granta.

В первой гонке финала Александр Сотников, стартовавший с поул-позиции, обеспечил себе золото. Серебро и бронзу завоевали Михаил Митяев и Михаил Грачев, который пришел к финишу бок о бок с Борисом Шульмейстером, но все же отвоевал победу. Во второй гонке Шульмейстер показал лучший за сезон результат, обогнав Сотникова и выиграв золото. Третье место завоевал Михаил Донченко, что также стало лучшим результатом пилота за весь сезон.

От пресс-службы Lukoil Racing Team поступила информация о возможном переходе красно-белой гвардии в класс «Туринг». В случае если Сотников, Шульмейстер и Грачев «переедут» в старший класс, борьба в «Туринг-Лайте» станет еще более захватывающей. Большие шансы на чемпионство у Михаила Митяева, Сергея Нуждина, Павла Кальмановича и Михаила Донченко.

Класс «Национальный»

1 место – Вадим Мещеряков
2 место – Василий Мезенцев
3 место – Михаил Малеев

1 этап

Заезды класса «Национальный» в 2011 году стали едва ли не самыми зрелищными за весь сезон. Победителями стали одни из самых молодых гонщиков чемпионата – 19-летний Вадим Мещеряков из Тольятти и 18-летний Михаил Малеев из Самары, оба дебютировали в RTCC в 2010 году в классе «Туринг-Лайт», однако нынешний сезон в «Национальном» оказался куда успешней. Все пилоты, занявшие пьедестал по итогам сезона, принадлежат к одной команде «АвтоКом-АФСО» от автоспортивной федерации Самарской области, которую возглавляет пилот «Туринга» Сергей Рябов. Из молодых спортсменов в «Национальном» можно отметить питерского гонщика Дмитрия Саватеева (лучший результат за сезон – бронза на 6 этапе), Никиту Сапожникова из Ижевска (лучший результат – 5 место в Казани), москвича Льва Юдицкого на уникальном ВАЗ 2112, Евгения Мейтеса (лучший результат – 4 место в Курске). Евгений Мейтес – первый в истории RTCC участник «Национального» на Renault Logan. Несмотря на технические сходы и неполадки, Мейтес регулярно участвовал в чемпионате, составляя достойную конкуренцию отечественным автомобилям на менее подготовленной к кольцевым гонкам машине. Отдельно стоит упомянуть единственную в RTCC автоледи – потомственную гонщицу Наталью Гольцову из Ижевска (лучший результат – серебро в Нижнем Новгороде), которая успешно конкурировала с мужчинами-соперниками на протяжении всего сезона.

Командный зачет был представлен Taxi-2 Racing (питерский пилот Сергей Коронатов – напарник Василия Кричевского из «Супер-Продакшн»), командой-триумфатором АвтоКом-АФСО (Михаил Малеев, Василий Мезенцев, Вадим Мещеряков) и ВПК-Спорт, где один из самых харизматичных пилотов, любимец публики москвич Владислав Кубасов на классике «Жигулей» выступил в паре с петербургским спортсменом Дмитрием Саватеевым, который участвует в RTCC с 2006 года. Лучший результат Владислава Кубасова – бронза на финале в Смоленске.

На первом этапе на старт вышли спортсмены Мещеряков, Малеев, Мезенцев, Кубасов, Коронатов, Юдицкий и Мейтес. До конца этапа доехали только первые пятеро – напряженной борьбы не получилось. Золото дважды взял Василий Мезенцев, серебро – сначала Вадим Мещеряков, а потом его напарник по команде Михаил Малеев. Бронзу в первой гонке получил Малеев, а во второй – Сергей Коронатов (эта награда наряду с бронзой на 6 этапе стала лучшим результатом питерского пилота).

2 этап
Со второго этапа к  RTCC присоединилась очаровательная Наталья Гольцова, которая с места в карьер завоевала третье место в первой гонке. На этап не приехал Лев Юдицкий. Дмитрий Саватеев впервые вышел на старт в сезоне.

Золото вновь обеспечил себе Василий Мезенцев, однако больше первых мест на этапах пилот не получал, уступая более молодому напарнику по команде. По серебру завоевали Михаил Малеев и Вадим Мещеряков, по бронзе – упомянутая выше Гольцова и Мещеряков. Во второй гонке не стартовали Наталья Гольцова и Сергей Коронатов.

3 этап

На «Нижегородском кольце» пилоты боролись не только друг с другом, но и со стихией: не все автомобили выдержали встречи с огромными лужами на обочине, которые образовались после обрушившегося на RTCC шторма. Первый заезд вывел из строя Владислава Кубасова, которого один из фотографов успел заснять прогуливающимся после схода по бескрайнему ромашковому полю. На вторую гонку пилот выйти так и не смог – Жигули пострадали слишком сильно. Этап сложился неудачно и для фаворита сезона Михаила Малеева (10 место в первой гонке, 6 во второй) – подвели настройки автомобиля. Начиная с Нижнего Новгорода к RTCC в классе «Национальный» присоединились тольяттинец Алексей Чабан из Lada Sport Racing (8 и 4 места в гонках уикенда) и Дамир Ионин (Кстово, личный зачет) на Lada Kalina, который стал девятым в первой гонке и седьмым во второй.

Пьедестал в первой гонке поделили между собой Вадим Мещеряков, Наталья Гольцова и Василий Мезенцев, во второй призеры остались те же, только поменялись местами: первым пришел Василий Мезенцев, вторым – Вадим Мещеряков, третьей – Наталья Гольцова, для которой этот этап стал самым знаменательным и удачным за весь сезон.

4 этап

Казанский этап ознаменовался появлением новых спортсменов: жителя Казани Рафаэля Фаттахова, тольяттинца Алексея Дегтярева и Никиты Сапожникова из Ижевска. Все трое впервые участвовали в RTCC и выбрали для гонок болид Lada Kalina. Казань собрала рекордное для «Национального» количество спортсменов: за право быть лучшими боролись 13 гонщиков, что повлияло на количество контактов и аварий на этапе.

Столкновение Дамира Ионина и Никиты Сапожникова привело к сходу обоих пилотов на обочину: гравийная ловушка не позволила им продолжать борьбу. Лев Юдицкий, пришедший к финишу первым во время одного из заездов, получил штраф от судей – его результат был аннулирован. Вторую гонку пилот не смог завершить из-за технических проблем с автомобилем. Неудачно сложился этап и для Натальи Гольцовой: по словам гонщицы, железо устало, аппаратура вела себя неадекватно, что привело к поломкам в первой гонке и досадному сходу во второй. 

Обе золотых медали обеспечил себе Вадим Мещеряков, оба серебра – его напарник Михаил Малеев. Бронзу в первой гонке отвоевал казанский дебютант RTCC Рафаэль Фаттахов, однако второй заезд сложился для него далеко не так удачно, и на третью ступень пьедестала поднялся Василий Мезенцев. Алексей Чабан, Алексей Дегтярев, Рафаэль Фаттахов, Дамир Ионин и Никита Сапожников после 4 этапа больше не выходили на старт в сезоне-2011.

5 этап

На этапе дебютирует спортсмен из Казахстана Александр Артемьев на Lada Kalina. Профессиональный автокроссер решает попробовать себя на кольце, но в этом сезоне едет вне зачета.

Опасная московская гонка внесла свои правки в турнирную сетку класса «Национальный» - сразу несколько гонщиков лишились возможности участвовать в этапе. У Renault Евгения Мейтеса барахлил мотор – пилот покинул территорию Лужников сразу после квалификаций. Сергей Коронатов разбил автомобиль в первой гонке, и во второй уже не участвовал. Льва Юдицкого в обеих гонках преследовали технические неполадки. Михаил Малеев не стартует в основных заездах из-за проблем с автомобилем.

Золото в двух гонках – у Вадима Мещерякова, серебро – у его напарника Василия Мезенцев, бронза – у дебютанта этапа Александра Артемьева, удачно справившегося с привычной по зимним гонкам скользкой трассой.

6 этап

Шестой этап на новом автодроме «Санкт-Петербург» становится триумфом петербургских спортсменов: Дмитрий Саватеев и Сергей Коронатов по очереди получают бронзу в гонках. Этап пропускает Евгений Мейтес. Единственная неприятность в Санкт-Петербурге – столкновение Натальи Гольцовой и Сергея Коронатова в крутом повороте, причем автоледи продолжает гонку еще круг и вскоре останавливается на том же месте, где эвакуатора ждет питерский пилот.

Первое и второе места снова дважды занимают Вадим Мещеряков и Василий Мезенцев, чем досрочно обеспечивают себе титулы чемпиона и вице-чемпиона России по автомобильным кольцевым гонкам за 2011 год. А вот Михаилу Малееву еще предстоит отстоять бронзу сезона в борьбе с Владиславом Кубасовым.

7 этап

В финале Вадим Мещеряков, досрочно обеспечивший себе титул чемпиона, явно едет не в полную силу, и одну из гонок выигрывает Михаил Малеев, окончательно отрываясь от Владислава Кубасова по очкам. Первая ступень пьедестала – лучший его результат за сезон. В финале в RTCC пробует свои силы питерский пилот Лев Никитин, до этого не принимавший участие в чемпионате (лучший результат – 6 место в гонке).

Пьедестал в первом заезде занимают Михаил Малеев, Вадим Мещеряков и Лев Юдицкий. Михаил Малеев (АвтоКом-АФСО) стартовал во втором заезде с поула. Далее на стартовой решетке расположились Вадим Мещеряков (АвтоКомАФСО) и Лев Юдицкий (личный зачет). Автомобиль Владислава Кубасова не смог стартовать на прогревочный круг, таким образом спортсмен занял последнее место в стартовой решетке. Однако сразу после начла заезда ему удалось отыграть сразу пять позиций – Владислав Кубасов в очередной раз подтвердил звание быстрого и техничного гонщика. Последний заезд сезона ознаменовался несколькими сходами, в том числе Натальи Гольцовой и триумфатора первой гонки Михаила Малеева. В итоге на подиум поднялись Вадим Мещеряков, Александр Артемьев и Василий Мезенцев, напарник Мещерякова и Малеева по команде.